Неделя четвертая Великого поста, посвящается преподобному отцу нашему Iоанну Лествичнику, игумену синайской горы.
Достигши четвертыя недели Великого поста, Церковь предлагаетъ намъ пищу въ ней, отъ трудовъ постническихъ великого Iоанна. Набравшись опытного деланiя въ подвижническомъ правиле отъ отцевъ синайскихъ, преподобный Iоаннъ‚ по просьбе своихъ братiй изъ синайского монастыря, составилъ лествицу изъ тридцати ступеней духовного восхожденiя‚ отъ добродетели къ добродетели, чтобы монахи‚ руководствующиеся сею лествицею‚ составленной преподобнымъ Iоанномъ, имели правильное направленiе въ работе надъ своими духовными преуспеянiями. Въ слове о добродетеляхъ, преп. Iоаннъ самое первое вниманiе уделяетъ кротости:
1.Если приобретешъ кротость и не гневливость, то освободишъ умъ изъ плена.
2.Не гневливость есть ненасытимое желанiе безчестiя.
3.Начало не гневливости - молчанiе устъ при смятенiи сердца, середина - молчанiе помысловъ при краткомъ смятенiи души, а конецъ - незыблемая тишина при дыханiи нечистыхъ ветровъ.
4.Если признакъ крайней кротости состоитъ въ томъ, чтобы и въ присутствiи раздражающаго сохранять тишину сердечную и залогъ любви къ нему, то без сомненiя, крайняя степень гневливости обнаруживается темъ, что человекъ наедине съ собою‚ словами и телодвиженiями‚ какъ бы съ оскорбящимъ его препирается и ярится.
Неслучайно преподобный сiю добродетель ставитъ на главномъ месте, ибо вести братiю по пути подвижничества ко спасенiю, безъ наличiя въ нихъ кротости безгневiя и смиренiя, очень сложно. Не только Духъ Святый отъ сего огорчится, и не почiетъ въ такомъ брате, но и самъ онъ изнеможетъ въ сей работе. Какъ мы и сегодня наблюдаемъ, что одна изъ главныхъ причинъ нестабильности въ церковноприходской и монастырской жизни,есть полное оскуденiе въ ней духа кротости‚ безгневiя и смиренiя. Взаимопониманiе съ руководителемъ строится тамъ на основе какого-нибудь своего условiя, где своей cамооценкой выносится решенiе своего действiя. Принимая такiе шаги, после которыхъ, возвратъ уже будетъ почти невозможенъ, после чего‚ какъ обычно вина возлагается на своего аппонента, который по сути‚ есть твой самый ближнiй другъ и братъ, но человекъ находитъ себе самооправданiе, и сего ради‚ сама цель его духовной жизни ставится подъ зависимость своего самоуправленiя. Какъ-же не хватаетъ сегодня церковнымъ людямъ духа кротости и смиренiя, духа взаимопониманiя и согласiя.
Вспомнимъ слова Господа: На кого воззрю‚ токмо на кроткого и смиренного сердцемъ и трепещущаго словесъ моихъ. Дай же Господи намъ духа кротости и смирения‚ чтобы по истине въ правоверiи и любви закончить дни свои, молитвами преп. Iоанна Лествичника. Аминь.
☦ митр. Василiй.
Передъ кротостию святыхъ смирялись даже звери.
Комментарии
Отправить комментарий
Не стесняйтесь оставлять комментарии.