Условия спасения души человека в современном мире.
Условия спасения души человека в современном мире.
(часть 1)
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8).
В последние годы стали явными и очевидными существенные трансформации в духовной сфере общества. Все чаще предлагается сделать выбор, образно говоря, между Крестом и хлебом. В такое сложное и не побоюсь сказать апокалиптическое время, подобно как во время войны наблюдаются как немыслимые падения, например предательство тех, кто еще вчера казался нам безупречным и достойным человеком, так и необычайные взлеты, например, через немыслимый героизм тех, кто еще вчера был неизвестен и мало заметен. Ожесточение духовной войны сегодня это очевидный факт практически для каждого думающего христианина. Однако вступают в эту битву на духовной войне очень не многие. На вопрос почему так происходит, ответ мы видим в Откровении Иоанна Богослова глава 3, ст.15-16 «Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден». Известный богослов и толкователь Библии А.П. Лопухин говорит, что в обращении к Лаодикийцу одно порицание и никакой похвалы. Ты ни холоден, ни горяч - так начинается порицание. Слова «ты не холоден» означают того, кто хотя принадлежит к обществу христиан, но совершенно не причастен божественной благодати. Дальнейшие слова: «ты и не горяч» показывают, что этот нехолодный христианин - христианин не истинный, что в нем многого не достает до совершенства христианского звания. Тепловатый - не истинный христианин, ни закоренелый язычник, ни явный грешник; он равнодушен к православному учению и к нечестивым ересям. Тепловатый находится в состоянии забывчивости, самообольщения, духовного сна и потому не видит и не чувствует опасности своего положения. В своем самообольщении и беспечности тепловатый зашел так далеко, что утверждает, что он богат и ни в чем не имеет нужды. Но он богат только в смысле мира сего; на самом же деле он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Он решительно не имеет ничего доброго, что прикрыло бы его грешную душу пред очами Божиими.
Согласно вышесказанному мы можем сказать о великой важности и даже необходимости следующих качеств для спасения души христианина:
1. Любовь, ибо «где оскудевает любовь, там непременно на место ее входит ненависть» Святитель Василий Великий, Сам Господь говорит решительным словом Своим: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13:35). Господь нас предупреждает что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». (Мф. 24:9) Оскудеет любовь не у всех, но у многих!
2. Стяжать горение духа, а не пребывать в губительном теплохладном состоянии
Следующий момент, который существенно определяет путь нашего спасения связан с верой в великую силу покаяния и милосердия Бога яко Благ и Человеколюбец, а сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, иначе говоря, важно не впадать в уныние и отчаяние при падениях, которые увы не редкость, а скорее правило в современном мире.
Вспоминается древняя, церковным Преданием освященная история, которую пересказывал кому-то из чад своих преподобный старец Оптинский Амвросий. Она о некоем человеке, который постоянно совершал один и тот же тяжкий грех. А согрешив, приходил в храм, опускался на колени перед Распятием и каялся, просил у Бога прощения и, проливая горькие слезы, обещал больше грех свой не повторять. Уходил и спустя какое-то время возвращался, чтобы каяться снова в том же самом. Наконец так изнемогла, так исстрадалась от этого душа его, что, войдя в храм, он перед Распятием дал обещание Богу, призвав Его Самого в свидетели на будущем Страшном суде: больше никогда, что бы ни было, не совершать того греха. И вышел. И согрешил вновь. И вернулся в храм, и упал перед Распятием, умоляя о милости, и так – коленопреклоненно – умер. И было кому-то из отцов откровение о том, что принял Господь его покаяние, принял, хоть и не успел он ничего изменить в жизни своей, не успел исправиться. И вопрошал враг рода человеческого: «Как же так? Он грешил до самого смертного часа! Он пообещал перед Распятием никогда больше не повторять этого греха и тут же его повторил! И он прощен?!» И отвечал Господь: «Да, прощен, потому что, и пав после этого обещания, он не отчаялся, не разуверился в Моей милости и любви и вновь прибег ко Мне в покаянии».
И разбойник на Кресте вспоминается. И делатели единонадесятого часа. И мученик Вонифатий, в какие-то мгновения из пьяницы и распутника в мученика за Христа обратившийся. И преподобный Иоанн Лествичник с его обещанием: «Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и без сомнения Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение. Когда язва еще нова и горяча, тогда удобно исцеляется; но застарелые, оставленные в небрежении и запущенные раны неудобно исцеляются, ибо для врачевания своего требуют уже многого труда, резания и прижигания. Многие раны от закоснения делаются неисцелимыми, но у Бога вся возможна (Мф. 19: 26)». Душу свою так важно укрепить, поддержать подобными свидетельствами, примерами и увещаниями – чтобы не взмалодушествовать, не изнемочь, не отчаяться и не погибнуть. Потому что не грехи губят нас. Не навыки недобрые. Не страсти, в сердце укоренившиеся. Нет. Губит – то самое отчаяние, неготовность идти дальше, неспособность надеяться на человеколюбие и милосердие нашего Владыки Христа, оставление посильного подвига, неверие в действенность покаяния. Вот наши самые страшные враги.
Таким образом, еще одним фактором в спасении человека является его личная воля, желание и радение о своем спасении. В 1 Послании Петра 5:8 говорится «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Прп. Нил Синайский дает следующее толкование на этот стих: «Рыканием означает вредоносное неистовство врага, а словами «противитеся мужественно» показывает, какую силу должны приобрести от подвига борющиеся со зверем, частыми упражнениями ежедневно укрепляя естественную свою силу. Ибо не сказал: «Убегайте или уклоняйтесь от скрежещущего зубами зверя», но повелел противостоять ему, бодро идти против него, зная, что всякий имеет силу защитить свою безопасность и для этой защиты у всех есть природные и неотъемлемые оружия».
Человек движим извне, он не самодвижим. Если им движет благодать, он становится ангелом. Если человек согрешил и благодать ушла, он становится демоном. Вот что усвоил Старец Иосиф Исихаст, как он сам признавался. Он нам говорил: «Если меня оставит благодать Божия, я совершу самые худшие преступления, потому что в нас есть все семена, и хорошие, и плохие. То, что в человеке возобладает, то им и овладеет. Сколько людей изгоняли бесов, а затем пали» (старец Ефрем Филофейский)[1]
Случается и такое, что в человеке начинают укореняться грехи, которые не видимы для большинства окружающих его людей, чисто внешне он может быть почти безупречен и сам человек начинает думать о некой своей исключительности и значимости, нередко у такового случается осуждение кого-либо, тщеславные помыслы и таким образом, незаметно для себя такой человек впадает в состояние прелести. И в этот момент, исходя из моей практики, человеку может случиться попущение впасть в явный видимый для всех грех, например, грех пьянства. В этом случае видя явный грех и свое видимое падение («горее скота»), в таком человеке, как правило, уходят тщеславные мысли и приходит покаянное чувство. Ощущая себя оставленным Богом и презираемый людьми, а подчас стоя на краю пропасти (когда наступает реальная угроза жизни, например, при длительных запоях) человек собирает остатки своей воли и образно выражаясь, пытается достучаться со дна до Небес. Спутанное сознание такого несчастного пытается вспомнить и хоть как то зацепиться за какую-либо боговдохновенную строку из Священного Писания или Псалтыря, например, «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И в какой-то момент искреннего покаяния в человека входит надежда и вера в свое исцеление и Бог по смирению грешника дает ему силу духа и тела, для победы над бесовской страстью.
В толковании 50 Псалма Свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Плач есть дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, то есть не предаст во власть и поругание демонам, как предается им сердце гордое, исполненное самомнения, самонадеянности, тщеславия».
Следует здесь отметить особую важность молитвы кого-либо из священства или воцерковленных мирян за попавшего в беду человека. Свт. Тихон (Задонский) так говорит по данному вопросу: «За самого себя молиться нужда и беда убеждает, но за ближнего молиться убеждает любовь. Святитель Тихон (Задонский). А преподобный Силуан Афонский замечает: «Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться, и помогает в этой молитве»!
В послании к Галатам (Гал. 6:2) читаем «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Блаженный Феодорит Кирский так толкует этот стих: «Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом, исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34)».
Таким образом, стремление к жертвенности, (т.к. по словам Прп. Силуана Афонского «Молиться за людей – это кровь проливать…») является несомненно гигантским шагом ко спасению человека, так как сие есть явное проявление Любви как высшей добродетели ко Спасению. Апостол любви Иоанн Богослов, обращаясь к верным, пишет: Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:7-8).
И в заключении данной статьи-размышления об условиях влияющих на спасение человека, приведу стих из послания к Галатам (6,8) «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал., 6,8) Блаженный Феодорит Кирский так толкует этот стих (Гал. 6,8) «Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление». Кто доставляет плоти наслаждение и удовольствие, тот плодом сего будет иметь истление, потому что тело предается тлению. «А сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный». Кто стремится к духовной цели и следует законам Духа, тот приобретет жизнь вечную.
Итак, в первой части данной статьи мы выявили шесть важных условий, которые согласно Священному Писанию и мнению Святых отцов Церкви во многом определяют спасение человека. Перечислим эти условия:
1. Любовь
2. не теплохладность
3. личная воля, желание и радение о своем спасении.
4. Вера в милосердие Божие, надежда на человеколюбие нашего Владыки Христа, не оставление посильного подвига, вера в действенность покаяния.
5. Стремление к жертвенности в молитве за других, как явное проявление любви (носите тяготы друг друга…..)
6. Сеять в дух, а не в плоть. Т.е. максимально отдавать силы для духовного совершенствования, а не удовлетворения плотских удовольствий.
Господь наш Иисус Христос также взывает к людям: «Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы»; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).
Напомним также слова Спасителя Господа нашего Иисуса Христа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Матф.7:13). Аминь.
Продолжение следует……
Iеромонах Андроник
[1] Старец Ефрем Филофейский «Моя жизнь со старцем Иосифом» (перевод с греческого), издание Ахтырского Свято-Троицкого монастыря, 2012 г., 496 с.)
Комментарии
Отправить комментарий
Не стесняйтесь оставлять комментарии.