СЛОВО НА ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ



СЛОВО НА ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

 

Прощеное воскресенье можно назвать венцом подготовительного периода перед Великим постом. В этот день в православных храмах совершается вечерня с особым чином прощения. Христиане примиряются друг с другом, чтобы с чистым сердцем, не отягощенным обидой и злобой на ближнего, начать поститься «постом приятным, благоугодным Господу», как сказано в одной из стихир (богослужебных песнопений), которая поется на первой великопостной неделе.

В нашем восприятии Прощеного воскресенья есть одна опасность — его формализация. Обычай просить прощения перед началом поста стал настолько привычным, что мы порой не осмысливаем происходящее, заученно отвечая на просьбу человека о прощении: «Бог простит, я прощаю. Прости и ты меня» — и думая о том, что до наступления следующего дня надо бы успеть еще хорошенько заговеться блинами.

На самом же деле чин прощения тесно связан с памятью о смерти. Он имеет древнее происхождение и возник в среде египетских монахов. Великим постом, для того чтобы усилить молитвенный подвиг и в тишине и сосредоточенности на Боге подготовиться к встрече Пасхи, они удалялись из монастыря в пустыню, скрывались в пещерах и там в уединении проводили весь пост.

Пустыня — опасная среда. Монахи могли стать жертвой хищных зверей или ядовитых тварей, заболеть, встретиться с разбойниками и погибнуть. Перед исходом они собирались на совместное богослужение, после которого просили друг у друга прощения. Это прощение перед расставанием было для них и своего рода прощанием с братией. Монахи очень хорошо понимали, что этот Великий пост может стать для них последним, и просили прощения, чтобы — если так случится — с мирным и легким сердцем предстать перед Богом. Постепенно из монашеской среды этот обычай распространился на всю Церковь и утратил свой изначальный смысл.

События последних дней, когда привычный жизненный уклад пошатнулся, а мир, еще вчера казавшийся таким симпатичным и стабильным, вдруг погрузился в растерянность и тревогу, показали, что изначальный смысл Прощеного воскресенья забывается зря. Человек смертен. И это было бы полбеды. Как точно подметил известный персонаж Булгакова, он иногда «внезапно смертен». И Прощеное воскресенье, особенно в этом году — на фоне происходящего вокруг, напоминает нам об этом.

Напоминает, что обида, злость и, как следствие, отсутствие душевного мира может сильно осложнить наше существование в вечности, в которую каждый из нас может перейти внезапно и в которой уже ничего нельзя исправить. Что для освобождения души от этого греховного груза нужно научиться прощать тех, кто тебя обидел, задел, оскорбил. А для того, чтобы научиться, поступать так не раз в году, в Прощеное воскресенье. Последнее лишь призвано помочь нам осознать очень важную вещь: прощать своих обидчиков нужно каждый день. Прощать независимо от количества и тяжести нанесенных обид, прощать, не считая. Это заповедал нам Сам Господь, отвечая на вопрос апостола Петра: Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21–22).

Необходимо попросить прощения у всех, кого мы могли за прошедший год как-то расстроить: поссориться, осудить или обидеть, хотя бы и неумышленно. Вообще, надо быть готовым просить прощения в любой момент и мириться незамедлительно. Апостол Павел учит всех христиан не откладывать примирение даже до вечера: «Солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф. 4:26). Однако по немощи у нас не всегда это получается. По этой причине Церковь установила особый день, в который мы должны вспомнить об этой обязанности и понудить себя избавиться от укоров своей совести в отношениях с ближними.

Как гласит пословица, «чужая душа — потемки»: другой человек, даже близкий, может не подозревать о том, что причинил нам скорбь сказанным сгоряча словом или молчанием, необдуманным поступком или бездействием. Вот почему Церковь призывает каждого христианина в первую очередь избавиться от собственных обид, первым попросить прощения у тех, кто оскорбил нас, ранил своим словом, проявил к нашим нуждам безразличие. Особенно надо просить того, кто действовал против нас по страсти и нарочито нанес оскорбление. Если мы будем продолжать держать зло на этого человека, то не сможем молиться с чистым сердцем и с пользой пройти предстоящий духовный подвиг. Обида будет отравлять нас изнутри, лишая способности принять прощение от Господа (ср. Мф. 6:14–15).

У тех же, кого мы сами обидели, необходимо не просто попросить о прощении, но и постараться примириться с ними. Если ближний имеет что-то против нас, то нам надо принести перед ним свое покаяние. Раньше перед долгой разлукой или перед своей кончиной человек собирал всех своих родственников и знакомых и просил у них прощения за вольно и невольно причиненные обиды. Это был не только добрый обычай, но и значимый момент с духовной точки зрения. Люди, не надеясь больше увидеться в земной жизни, старались, чтобы не осталось никакого недопонимания, размолвки, недоброй памяти о них. Человеку было важно, чтобы он ушел в дальнее путешествие или в мир иной с чистой совестью, ни на кого не держал зла и ненависти и у всех испросил прощения. Этот обычай был не грустным, а наоборот — радостным, поскольку служил очищению сердца, освобождению его от ожесточения.

Что значит простить? Это значит отпустить обиды, ненависть, раздражение, не держать на человека зла, не обижаться на него. Откуда в сердце возникают обиды? Их сеет дьявол. Ему неважно, кого и за что мы недолюбливаем. Для него главное — чтобы наше сердце было закрыто для Бога. Дьявол может уцепить человека за любую мелочь, чтобы посеять в его сердце неприязнь. При этом человек может считать, что он справедливо негодует на обидчика. Однако тем самым он причиняет вред прежде всего своей душе. Ведь его сердце наполняется желчью злобы. По этой причине в обиде надо обращать внимание не на слова и поступки другого человека, а на свое сердце, стремясь уберечь его от злобы и неприязни.

Лучший для этого способ — самому попросить прощения. Но от души сказать «прости» бывает очень трудно, особенно тому, кто кругом неправ, сам задевает и обижает, даже когда его не трогают. В таком случае надо призывать на помощь Господа исполнить Его заповедь. Ведь если бы это было легко, то это не имело бы духовной ценности (ср. Мф. 5:46–47).

Когда душит обида, надо вспомнить, что если мы злимся на человека, то наша неприязнь адресована Богу, Который попускает нам терпеть скорбь от этого человека. Иногда подобный опыт бывает нам необходим. Неслучайно святые подвижники называют наших обидчиков лучшими учителями. Ведь когда нас обижают, и мы гневаемся, раздражаемся, расстраиваемся, то видим свою немощь, несовершенство, удаленность от евангельского идеала. Когда человека никто не трогает, ему кажется, что он кроткий, мирный — «почти святой». А стоит только задеть его, сразу просыпаются все страсти, что притаились в душе.

Однажды купец задал в письме вопрос преподобному Макарию Оптинскому, брать ли ему такую-то служанку на работу. Старец ответил положительно. Через некоторое время он получил от этого купца отчаянное письмо: «Батюшка, не могу больше! Это сущий бес в юбке! Я из-за нее гневаюсь поминутно. У меня все клокочет внутри, так она меня доводит. Благословите ее прогнать». А преподобный ответил: «Ни в коем случае. Она показывает тебе все твои страсти, которые сидят внутри тебя и отравляют тебя. Предыдущая служанка тебе этого не показывала, и ты считал себя исправным христианином».

Стремясь к примирению с ближними, не будем забывать и о Боге. Ведь мы нередко предъявляем Ему самые разные претензии, обижаемся на Него, недоумеваем, почему Он поступил так, а не иначе, почему не защитил, не оградил зло от нас, почему допустил скорбям, болезням, разочарованиям случиться в нашей жизни. В последний день перед Великим постом Церковь настраивает нас поразмыслить о наших отношениях с Господом, о том, на каких основаниях мы строим их со своей стороны.

В эти дни Церковь помогает нам обрести подобающий настрой. За вечерней воскресной службой, на которой совершается чин прощения, звучат стихиры о покаянии и великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…». На следующий день мы начинаем читать Великий покаянный канон Андрея Критского. Это огромное произведение, которое целиком посвящено покаянию. Там человек всматривается в себя, и перед его мысленным взором проходят вереницы людей, одни из которых справились со своими страстями и преодолели их, других же страсти потопили в пучине греха, сделали своими рабами. Каждый читаемый тропарь канона сопровождается припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Через образы этого канона человек говорит со своей душой в присутствии Бога, перед Богом, сознавая, что Господь это видит.

Итак, в этот день мы просим друг у друга прощения, чтобы не брать бесполезный груз обид в долгую дорогу Великого поста. Главное, чтобы с нашей стороны прощение было не формальным, а глубоким и искренним. Важнее всего помириться именно с тем человеком, с которым реально конфликтовал, враждовал, против которого ожесточился. Наконец, мы не должны требовать от других, чтобы они нас простили, это дело их совести. Мы лишь испрашиваем у них прощения за свои неправды, как минимум — за то, что оскорбились. И уже после этого с легким сердцем можно вступить в весну духовную, радостно войти на путь «поста, приятного Богу», ведущий к общей радости — дню Светлого Христова Воскресения.

Простите и меня!!!                                                                         Многогрешный Иеромонах Андроник

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архиерейская хиротония схиигумена Василия (Кириллова) во епископа Пензенского

Годовщина преставления Первоиерарха Российской Православной Церкви (РосПЦ) митрополита Дамаскина (Балабанова)

Скончался первоиерарх РосПЦ(Д) митрополит Дамаскин (Балабанов)

Кол.просмотров

homepage counter счетчик сайта

Besucherzahler
счетчик посещений
Наверх
foto_logo
Яндекс.Метрика
© ☦ Orthodox Victory 2021. ✆ 8 987 505-91-03. ✉ orthodoxvictory@yandex.ru

logo